Статьи
Image00090.jpg

В 2006 г. на предприятиях Минуглепрома Украины было достигнуто снижение уровня производственного травматизма, в том числе с тяжелыми последствиями (смертельно травмировано 99 человек, в 2005 г.— 111). В целом по отрасли в минувшем году возрос уровень травматизма со смертельным исходом на 6,3% (погибло 168 человек). За 6 месяцев текущего года на государственных предприятиях угольной промышленности погибло 49 человек и в целом по отрасли — 75. Коэффициент частоты смертельного травматизма в 2006 г. в угольной промышленности на 1 млн. т добычи составил 2,08, по предприятиям Минуглепрома — 2,13.

Пофакторный анализ травматизма по угольной отрасли в 2006 г. показывает, что 18,6% несчастных случаев со смертельным исходом произошли по причине обвалов и обрушений горных пород, 18% — на шахтном транспорте и подъеме, 17,4% — естественная смерть от острой сердечной недостаточности, 8,4% — на машинах и механизмах, 5,4% — от взрывов газа и угольной пыли, 7,2% — вследствие падения людей с высоты, 3% — удушья и отравления, 2,4% — газодинамических явлений, 2,4% — от поражения электротоком, 17,2% — прочие факторы, включающие прорыв воды, от падения предметов и др.
Свыше 62% несчастных случаев вследствие обвалов и обрушений горных пород происходит в лавах с индивидуальным креплением в результате нарушения паспортов крепления на сопряжениях очистных забоев с подготовительными выработками и в комбайновых нишах. В комплексно-механизированных лавах уровень смертельного травматизма почти в 12 раз ниже, чем в очистных забоях с индивидуальным креплением.
На шахтном транспорте и подъеме около 70% несчастных случаев происходит на рельсовом транспорте, более трети из которого связано с ездой на грузовом и грузолюдском колесном транспорте, 20% — связано с постановкой сошедших с рельсов вагонов подручными средствами и почти 40% несчастных случаев происходит из-за попадания людей между стенками выработок и движущимися составами. На конвейерном транспорте травматизм связан с ездой на грузовых ленточных конвейерах (32,2%), пуском в работу конвейеров без предупредительной сигнализации (17%) и зачисткой конвейерных линий от угля и породы без их остановки (24,1%).
В последние годы наблюдается увеличение количества смертельных случаев на рабочих местах и после выхода из шахты от острой сердечной недостаточности и инсульта. Они происходят в основном из-за несвоевременного выявления сердечно-сосудистых заболеваний горнорабочих во время медицинских осмотров или уклонения явно больных работников от ежегодных медосмотров.
Травматизм с тяжелыми последствиями на машинах и механизмах в большинстве случаев связан с доставкой материалов и ездой на скребковых конвейерах (38,2%), с работой очистных комбайнов (38,1%), породопогрузочных машин и проходческих комбайнов (12%) и при управлении мехкрепями (9%). Травматизм вследствие газодинамических явлениях связан в основном (более 90%) с невыполнением противовыбросных мероприятий в выбросоопасных зонах. Тяжелыми последствиями в социальном и экономическом плане сопровождаются аварии, связанные со взрывами газа и пыли, газодинамическими явлениями, подземными экзогенными и эндогенными пожарами, завалами и на шахтном подъеме.
Об этом свидетельствуют аварии, произошедшие в 2007 г.: внезапный выброс угля и газа на шахте имени В. М. Бажанова (погибло 3 человека); взрыв метана на шахте «Краснолиманская» (4 человека); обрушение пород на частном предприятии «Лайт» (шахта «Возрождение», г. Антрацит) во время выемки угля отбойными молотками (4 человека).
Анализ показывает, что на предприятиях Минуглепрома, как и на шахтах других форм собственности, пока нет устойчивой тенденции к снижению уровня смертельного травматизма, и особенно аварий с групповыми несчастными случаями. Несмотря на казалось бы целенаправленную и даже в отдельные годы результативную работу по предупреждению аварий, их главные причины не устраняются раз и навсегда. Более 70% аварий повторяются по одним и тем же причинам. Над их устранением следует работать не кампаниями, по телеграммам вышестоящих инстанций после аварии, а каждодневно и ежечасно. Иначе нет гарантии исключения повторения этих происшествий то в одном, то в другом месте.
Анализ причин смертельного травматизма на шахтах отрасли показывает также, что уже не 80%, как было в течение нескольких десятков лет, а 90—92% аварий и смертельных случаев происходят по организационным причинам, вследствие нарушений правил и норм безопасности, технологической дисциплины, во многом из-за неадекватных действий работников, задействованных в трудовых процессах. Конечно, в отдельных случаях травмирования горнорабочих и инженерно-технических работников есть и техническая первопричина, но непосредственной причиной большинства этих несчастий является, как правило, недооценка опасностей, недисциплинированность, нарушение технологии и порядка ведения работ с целью их ускорения или упрощения. С притоком в отрасль в последние годы молодых рабочих существенную роль в возникновении несчастных случаев играет их необученность и непрофессионализм.
Особую опасность и непредсказуемость по человеческим жертвам представляют групповые несчастные случаи, и в первую очередь аварии І категории с пятью и более погибшими. Две из них произошли в минувшем году. В 2006 г. было допущено 19 случаев группового травматизма, в результате которых пострадало 145 человек, в том числе 37 — смертельно. Основными травмирующими факторами в данных групповых несчастных случаях являются взрывы и вспышки метановоздушной и другой взрывчатой среды на шахтах «Суходольская-Восточная» ОАО «Краснодонуголь» (погибло 8 человек), «Фоминская» ООО «Шахтоуглесервис», где обгорели 3 человека, в ООО «Комплекс» получили ожоги при вспышке паров бензина 5 человек, а также при загорании силового кабеля на шахте «Заря» ГП «Снежноеантрацит» от ожогов пострадали двое горнорабочих очистного забоя. Кроме того, были допущены случаи удушья людей: при внезапном выделении метана в горной выработке шахты имени А. Ф. Засядько погибло 13 человек, на шахте «Юбилейная» ОАО «Павлоградуголь» в 125 сборном штреке задохнулись двое респираторщиков 8-го отряда ГВГСС и на шахте «Добропольская» ГП «Добропольеуголь», где в непроветриваемой выработке задохнулись горный мастер и двое горнорабочих.
В конце мая этого года в Донецке состоялось выездное заседание коллегии Госгорпромнадзора с повесткой дня о неудовлетворительном состоянии промышленной безопасности и охраны труда на малых шахтах акционерной и частной формы собственности, количество которых уже приближается к сотне. Следует отметить, что вопрос о высоком уровне травматизма на этих шахтах Госгорпромнадзором поднят своевременно. В минувшем году на приватизированных шахтах произошло 45 аварий, в результате чего погибло 59 человек, в том числе 15 — на малых шахтах. В этом году на приватизированных шахтах произошло 15 аварий, при этом смертельно травмировано 16 человек. Основными причинами аварий на малых угольных предприятиях являются элементарные нарушения правил безопасности, не говоря уже о «дедовском» способе добычи угля, что запрещено Горным законом Украины.
Естественно, ни о каком научном обеспечении горных работ со стороны МакНИИ и других отраслевых институтов на этих малых угольных предприятиях речи пока нет. Добыча угля ведется в основном отбойными молотками, лишь кое-где с применением взрывных работ или широкозахватными комбайнами. Транспортные средства используются самые примитивные, а стационарное горношахтное оборудование в большинстве своем дважды отработало нормативные сроки. В таких условиях трудно ожидать эффективной и безопасной работы. Уже стало очевидным фактом, что технология и механизация добычи угля на этих шахтах шагнула вспять — в 20-е годы прошлого столетия. Естественно, уровень травматизма в этих условиях будет расти и дальше, если не будет вмешательства со стороны государства.
Вместе с тем, несмотря на неудовлетворительное состояние травматизма на малых угледобывающих предприятиях, существенного влияния на уровень промышленной безопасности в угольной промышленности они не имеют. Вопрос перестройки технического и организационного управления шахтами в отрасли назрел давно и решать его надо кардинально, в соответствии с отраслевой концепцией повышения уровня охраны труда на угольных шахтах.
В настоящее время уровень травматизма как на приватизированных шахтах, так и входящих в состав Минуглепрома, на порядок выше, чем в передовых угледобывающих странах (Австралия, США, ЮАР, Польша и др.). В Австралии на 380 млн. т добываемого угля смертельный травматизм ежегодно составляет 2—3 человека, в США на 1 млрд. т — 15—20 человек, в Польше при добыче 100 млн. т в 2005 г. погибло 11 человек. В украинской угольной промышленности в 2006 г. смертельный травматизм на 80 млн. т, как уже отмечалось, составил 168 человек.
К сожалению, в отечественной угледобывающей промышленности люди погибают даже там, где этих случаев не должно быть. Примеров достаточно много, только на них не акцентируется внимание и не делаются выводы.
В последние годы после того, как оплату пособий по регрессным искам и листкам нетрудоспособности по производственным травмам стали осуществлять органы социального страхования, руководители шахт, государственных и частных предприятий перестали уделять должное внимание тяжело пострадавшим на производстве, находящимся на стационарном лечении. Результат не замедлил сказаться — возросло число умерших в больнице в результате производственных травм. Так, в 2004 г. умерло 17 человек, в 2005 г.— 15, в 2006 г.— 16 и за 6 месяцев 2007 г.— 8 человек, травмированных в шахте. Некоторые из этих пострадавших умерли в больнице спустя несколько недель и даже месяцев.
Едва ли не самым значимым «травмирующим фактором» на шахтах является острая сердечная недостаточность (18,6%). За последние 10 лет (1996—2005 гг.) на рабочем месте или после выезда из шахты умер 271 человек. За 6 месяцев этого года в результате острой сердечной недостаточности и инсульта уже умерли 14 человек. Вместе с тем вопрос своевременного выявления больных ишемической болезнью сердца при ежегодных медицинских осмотрах уже более 10 лет остается открытым.
Растет уровень смертельного травматизма в результате поражения электротоком, хотя техническая защита от поражения током — одна из лучших среди защит от опасных производственных факторов.
В нынешних рыночных условиях в управлении производством и охраной труда на шахтах должны превалировать экономические, а не традиционные командно-административные методы. Об этом свидетельствует положительный зарубежный опыт и отрицательный опыт управления охраной труда в отечественной угольной промышленности. В настоящее время в МакНИИ разрабатывается отраслевая Система управления производством и охраной труда, в которой наряду с четкой организацией труда основное внимание будет уделено экономическим методам управления производством и промышленной безопасностью. В нее войдет методика стимулирования работ по охране труда, учитывающая личный вклад работника, а также методика обучения персонала по новейшим компьютерным программам. В системе управления производством и охраной труда предлагаются научно обоснованные управленческие функции и должностные обязанности в сфере производства и промышленной безопасности для всех руководителей, специалистов и горнорабочих отрасли. В техническом плане Система управления производством и охраной труда опирается на централизованное системное управление производственными процессами, технологическими линиями, горными машинами и комплексами, стационарным и забойным оборудованием, опасными и вредными производственными факторами с помощью комплексных систем управления и противоаварийной защиты.
Все это позволит предотвращать аварии на стадии предаварийных ситуаций, своевременно устранять производственные риски и значительно снизить уровень травматизма на угольных шахтах Украины.

В. КОПТИКОВ, докт. техн. наук, проф., Н. ЛЕВКИН, докт. техн. наук (Государственный Макеевский научно-исследовательский институт по безопасности работ в горной промышленности)



До списку