Статьи

Image00013.jpgНа карте Украины это, в частности, Запорожская область, которая также делится на свои «промзоны». Самая большая из них — в северной части самого областного центра, где днем и ночью работают десятки всевозможных предприятий, насыщая атмосферу города кислотными дождями, выбросами пыли, вредных соединений тяжелых металлов и т. д. Понятно, что при таких обстоятельствах у Запорожской облСЭС хватает забот. О них с нашим собственным корреспондентом Надеждой БЕЗУГЛОЙ беседовал главный государственный санитарный врач этого учреждения, заслуженный врач Украины А. Севальнев.

— Анатолий Иванович, давайте сразу уточним место Запорожского края среди других «промзон» страны по состоянию условий труда, соблюдению предприятиями санитарных норм и правил, поскольку за ним закрепилась слава самой неблагоприятной области для человеческой жизнедеятельности.
— Если сравнить наш регион, скажем, с Днепропетровщиной с ее Кривбассом, Желтыми Водами или Днепродзержинском, Харьковщиной или Донетчиной, то он — не лучший и не худший. Такие же сложные условия труда на многих металлургических, машиностроительных, химических предприятиях. Если же говорить конкретно о Запорожском крае, то после лабораторного обследования рабочих мест картина такова: 29,8% из них не отвечают санитарно-гигиеническим нормам по загазованности и запыленности, 27,6% — по уровням шума и 17,6% — по вибрации. За 2002—2006 гг. на предприятиях области было зарегистрировано 261 профзаболевание. Причем здесь динамика стабильная — в среднем 50 случаев ежегодно. Если и есть тенденция к снижению, то она незначительна: 2005 г.— 53 профзаболевания, 2006 г.— 47.
— Я бы хотела обратить внимание и на такую стабильность. Так, в 2001 г., по данным гигиенической экспертизы, в области в неудовлетворительных условиях труда было занято почти 100 тыс. человек. На начало 2007 г. ситуация точно такая же. Есть ли основания говорить также о стабильной незаинтересованности работодателя в существенном улучшении условий труда?
— Как ни прискорбно, но мы должны констатировать экономическую незаинтересованность в этом вопросе не только работодателя, но и самого работающего. Если первый руководствуется сохранением прибыли, то второго устраивают доплаты за работу во вредных условиях труда, льготная пенсия, а то и очень солидные компенсации в случае получения профзаболевания, достигающие десятков тысяч гривень.
С другой стороны, когда наша служба в течение года составляет где-то 200 санитарно-гигиенических характеристик, а фиксируется только 50 профзаболеваний, то есть основания говорить о сознательном сокрытии предприятиями случаев профзаболеваний. На это, кстати, настраивает и зарубежная практика. Скажем, в развитых странах Европы, где условия труда тамошних граждан значительно лучше, а уровень промышленной безопасности существенно выше, количество профзаболеваний ежегодно в два-три раза больше, чем в Украине. Поэтому несложно представить, какой там плотный и разветвленный контроль за здоровьем работающего населения. Впрочем, это неудивительно. Согласно данным ООН, 45% населения планеты (то есть 3 млрд. человек) — это рабочая сила мира. Именно эта сила поддерживает экономическую основу любого общества. Ее хорошее здоровье — условие не только высокой продуктивности труда, повышения материального благополучия, но и залог стойкого социально-экономического развития страны.
— Как же нам дотянуться до европейских стандартов, о которых мы мечтаем? Каким образом изменить психологию работодателя и работника? Вопросы хотя и давно актуальные, но непростые. Уже прошло 15 лет со дня принятия Кабинетом Министров постановления от 01.08.92 г. № 442 «О Порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», но до сих пор это дело продвигается медленно. Но если это постановление выполнили 80% металлургических предприятий, то, скажем, в строительстве, машиностроении этот показатель значительно ниже. А в АПК он не дотягивает и до 10%.
— Аттестация рабочих мест, безусловно, прогрессивная идея. Но что показало время? На каком-то этапе началось ее нивелирование. Увлеклись статистикой, отчетностью и т. д., и выпало из поля зрения главное: аттестация должна не только констатировать наличие тех или иных вредных факторов влияния на работника, а активно побуждать работодателя к кардинальному улучшению условий труда, чтобы как можно быстрее «становились более тонкими» всем хорошо известные Списки № 1 и № 2. К сожалению, работодатель в своей основной массе не занимается внедрением новых, подчеркну, безопасных для человека технологий, существенной реконструкцией действующих производств, а пытается отделаться «латанием дыр», перекрыть вредные факторы влияния закупкой дополнительных СИЗ. Однако известно, что человек, отработав 10 лет в неблагоприятных для здоровья условиях, имеет реальный шанс получить профзаболевание.
Вот такой пример по ОАО «Запорожсталь». Сегодня на этом металлургическом гиганте планируется масштабная реконструкция ряда производств. Нам на согласование подали один-единственный ее вариант, в основе которого лежит в первую очередь снижение себестоимости продукции. Что касается улучшения охраны, условий труда, создания благоприятного микроклимата, то они на втором плане. Хотя ежегодно на этом предприятии регистрируется 7—8 случаев профпатологии. Это самый большой показатель по области. Понятно, наша служба не поддержала такой проект. Вскоре руководители ОАО «Запорожсталь» снова подали тот же проект. Поскольку мы не можем заставить работодателя выполнить принципиально иную реконструкцию, то выдвинули свои замечания, и сейчас заводчане работают над их устранением.
Хотя примеров улучшения условий труда немало. Скажем, на ГП «Кремнийполимер» приобретены средства малой механизации. В ОАО «Азмол» установлен автоматический вискозиметр, введена полуавтоматическая линия затаривания продукции в бочки и смонтирована линия поперечного раскроя металла, что улучшило условия труда 10 работниц и т. д.
Но за 10 последних лет на старых мощных предприятиях области, которые, собственно, и «поставляют» профзаболевания и несчастные случаи, не произошло кардинальных технологических изменений.
Отдельно стоит проблема улучшения условий труда на сельхозпредприятиях, непосредственно занятых производством зерна, мяса, молока и другой продукции. Хотя в целом многие из них поддерживают материально-техническую базу, закупают СИЗ, организовывают горячее питание для своих рабочих, все же лабораторное обследование 50% рабочих мест сельхозпредприятий свидетельствует о превышении уровней шума, загазованности, запыленности, снижении интенсивности освещения, неблагоприятном климате, 50—70% сельхозтехники исчерпали моторесурс.
Однако в течение года в этой сфере производства практически не фиксируется случаев профпатологии. Это свидетельствует о том, что сельские жители просто не обращаются со своими болезнями в медицинские учреждения.
— Но насколько мне известно, в последнее время и отраслевые министерства, и местная исполнительная власть активно контролируют проведение медосмотров работников предприятий. Поэтому есть реальная возможность своевременно выхватить человека из беды.
— Здесь нужно подчеркнуть, что во время медосмотров сегодня практически не проводятся исследования на вибрационную чувствительность, динамометрия, аудиометрия, крупнокадровая флюорография, холодная проба и т. д. Не выполняются биохимические исследования на активность холинэстеразы, на наличие ртути, мышьяка, не делается анализ по развернутой формуле крови у работающих со свинцом и ароматическими углеводородами и т. д.
До сих пор не создана централизованная лаборатория клинических исследований, о чем неоднократно подчеркивалось на уровне областного управления здравоохранения еще с 1989 г.
— По всему видать, что успешная борьба медиков-практиков за здоровье работающего человека требует материальной и научной поддержки.
— Я бы особо подчеркнул последнее. Как ни парадоксально, но в отечественном законодательстве не определены санитарные нормы работы фермерских хозяйств, которых не только в Запорожской области — сотни. Поэтому вопрос активного взаимодействия и влияния санитарно-эпидемиологической службы на работодателя (экспертиза проектов, технологий, оборудования, в конце концов, админвзыскания и т. д.) — открыт. Впрочем, если уж речь зашла о нормативно-правовой базе, следует сказать, что начиная с 2000 г. санэпидслужба не получила от научных учреждений ни одного нормативного документа, который регламентировал бы согласование с работодателем вводимых новых технологий, новейшей техники, оборудования и др. Маленький пример. Возьмем лампы инфракрасного излучения для обогрева производственных помещений, которые сегодня охотно используют предприятия в целях экономии природного газа или твердого топлива. Несмотря на все положительные технические характеристики этого прибора, он активно влияет на самочувствие человека. А нормативов, которые регулировали бы допустимое в пространстве и во времени нахождение работника в течение смены в зоне работы упомянутых ламп, нет.
— Осознавая серьезность затронутых проблем, не могу не спросить, какие эффективные рычаги воздействия Вы планируете применить, с учетом всего несовершенства действующего законодательства и устоявшегося отношения работодателя к работающему человеку как к материальному ресурсу?
— Начнем мы с того, что обновим санитарно-гигиенический контроль. Проведем переучет рабочих мест с вредными условиями труда и заставим собственника платить за лабораторные исследования не один раз в пять лет, как он привык, а в соответствии с ГОСТ 12.005—88, где в п. 4.2.5 четко сказано: «Периодичность контроля устанавливается в зависимости от класса опасности вредного вещества: для I класса — не реже 1 раза в 10 дней, II класса — не реже 1 раза в месяц, III и IV класса — не реже 1 раза в квартал…» Если быть самокритичным, то следует отметить, что это не нововведение, а возвращение к мониторингу, который в свое время нарабатывался годами. Так, еще во времена Советского Союза вели шумовые карты на предприятиях и в жилых районах, давали характеристики зонам загрязнения и др.
Планировалась работа по внедрению действенных мероприятий по улучшению условий труда, окружающей среды. Поэтому мы хотим возобновить эту работу и поднять ее на надлежащий уровень, опираясь на новые научные методики и данные об оценках и управлении профессиональными рисками. Полученная информация будет бесценной для системы социально-гигиенического мониторинга работающих во вредных условиях и для установления связи заболевания с условиями труда. В своих стремлениях качественно улучшить жизнь работающего человека мы имеем поддержку руководителей облгосадминистрации, областного совета по вопросам безопасной жизнедеятельности населения, областного управления здравоохранения, президиума областного совета профсоюзов. Решение указанных проблем имеет особое значение лично для меня. Ибо я люблю свое Запорожье и хочу, чтобы оно было комфортным для каждого его жителя и для гостей города.

На снимке:
заслуженный врач Украины
А. Севальнев.



До списку