Статьи

2008-229_3.jpgНынешней зимой в Азовском море и Керченском проливе затонуло полдюжины судов, почти столько же сели на мель, при этом погибло 17 членов их экипажей. Спасатели уже поговаривают о новом Бермудском треугольнике, образовавшемся не где-то там далеко, а совсем рядом — у наших южных берегов. Суда в этой зоне продолжают тонуть, но последний случай, к счастью, закончился благополучно — и судно, и попавших в беду моряков удалось спасти. Вот хроника этих событий.

В МЧС Украины 18 января в 19 ч 40 мин поступило сообщение о том, что в Азовском море на расстоянии 35 миль от Керченского полуострова теплоход «Сергей Скадовский» (длина 113 м, ширина 12 м, экипаж 13 человек, груз 3149 т зерна), который в составе каравана из 10 судов под проводкой ледокола «Капитан Белоусов» и морского буксира (МБ) «Портовик» следовал из порта Мариуполь в Керченский пролив, в результате сжатия льдов получил повреждение балластных танков правого борта, вследствие чего в корпус судна начала поступать вода.
Как рассказал заместитель начальника Государственной специализированной аварийно-спасательной службы на водных объектах Украины В. Давыдов, связи с аварийным судном, ледоколом и буксиром практически не было — ЧП случилось в самом центре Азовского моря, из-за большого удаления от Керчи (40 миль) УКВ-радиостанции работали нестабильно, а мобильные телефоны и вовсе оказались бесполезными, приходилось пользоваться в основном услугами проходящих судов.
Выяснилось, что судно типа «река-море», построенное в 1985 г., принадлежит государственной судоходной компании «Украинский коммерческий флот» (г. Одесса). Груз (пшеницу) предстояло доставить в ливанский порт Бейрут. В цистернах на борту находилось 83 т дизтоплива.
Судно сильно накренилось на правый борт и начало тонуть. По указанию капитана 6 членов экипажа сразу же были пересажены на борт МБ «Портовик», а оставшиеся 7 человек принялись бороться за живучесть корабля. Были включены все насосы откачки забортной воды, удалять воду судну помогали своими средствами также экипажи ледокола и буксира.
Крен немного уменьшился, но ситуация оставалась критической. Судно загерметизировали, и в 2 ч 45 мин в ночь на 19.01.2008 г. по решению капитана и судовладельца команда в полном составе эвакуировалась на борт морского буксира. Утечки нефтепродуктов не наблюдалось.
С наступлением рассвета ледокол повел караван в направлении Керчи. Суда удалились от места происшествия уже на три мили, и тут поступил приказ Минтранссвязи: каравану остановиться, а ледоколу вернуться к «Сергею Скадовскому» и «Портовику».
Надо отдать должное руководителям ведомства — на судьбе теплохода ставить точку не торопились. Было принято решение начать операцию по спасению судна. А несколько часов, пока в «верхах» решали, как быть дальше, ледокол обкалывал вокруг аварийного судна тяжелый для Азовского моря (толщиной до 30—40 см) лед. «Сергей Скадовский», хоть и в притопленном состоянии, благодаря закупоренному в корпусе воздуху все же удерживался на поверхности относительно стабильно.
Наряду с другими рассматривался и такой вариант — попробовать отбуксировать судно до ближайшей мели, посадить его на нее и затем откачать топливо и снять хотя бы часть груза. Правда, ближе чем за 15—20 миль подходящих мелей на морской карте отмечено не было. Наконец было принято решение — ледоколу проламывать лед, а буксиру вслед за ним осторожно проталкивать аварийное судно в направлении Керченского пролива. Решение оказалось правильным: маленький караван, правда, со скоростью всего 4— 4,5 узла, продвигался вперед.
Как сообщил дежурный капитан — наставник Керченского морского спасательного координационного подцентра ГП «Дельта-лоцман» М. Киселев, 20 января в полночь суда вошли в Керченский пролив. Еще через полтора часа ледокол «Капитан Белоусов» получил команду следовать к оставленному в море каравану, а подошедшие из Керчи на помощь «Портовику» морские буксиры «Иван Красносельский» и «Бора» в 7 ч 05 мин благополучно посадили аварийный теплоход на мель неподалеку от паромной переправы Керчь — Тамань в 700 м от берега.
— Главное, что в этой аварийно-спасательной операции не пострадал ни один член экипажа, практически удалось спасти и судно,— подвел итоги президент «Укркомфлота» В. Дехтерев.— Надеемся, что в минимальной степени пострадал и груз — это заслуга опытного экипажа и его капитана, которые при сильном ветре, минусовой температуре и качке отчаянно боролись за судно и в столь нелегких условиях одержали победу. В форс-мажорных обстоятельствах высокий профессионализм проявили также экипажи ледокола «Капитан Белоусов» и морского буксира «Портовик».

Когда верстался номер, в редакцию поступило сообщение о том, что на судне находятся уже 11 членов экипажа. Его корпус осматривают водолазы, чтобы определить характер повреждений и принять меры к их устранению. Есть надежда, что топливо и часть груза будут с судна сняты, а поступившая в корпус вода откачана. После этого «Сергей Скадовский» пойдет в доковый ремонт, а еще через несколько недель вновь заступит на трудовую вахту в море.

В. ПАШИНСКИЙ, оперативный дежурный Государственной специализированной аварийно-спасательной службы на водных объектах Украины



До списку