Статьи

Image00023.jpgТакую мысль высказал в беседе с нашим собственным корреспондентом Геннадием ЩУРОВЫМ заместитель председателя правления по охране труда ОАО «Стахановский завод ферросплавов» (ОАО «СЗФ») Ю. Малышко. Рассказывая о своем предприятии, он не обращался к записям, справкам. О службе охраны труда говорил увлеченно и обстоятельно, называя имена специалистов, сравнивая показатели, приводя примеры. Видно было, что эта работа — главная часть его жизни, и занимается он ею не только по долгу службы, но и по призванию. А чтобы показать наяву, как держат металлурги рубеж безопасности труда, Юрий Павлович пригласил посетить горячие цеха завода.

Самой трудоемкой и опасной была до недавнего времени работа у плавильных печей, рядом с клокочущим и ревущим пламенем, стремившимся вырваться из-под раскаленных сводов на простор. Сегодня труд у печей максимально автоматизирован, практически безопасен. У открытого огня, в зоне повышенной запыленности и загазованности люди теперь не работают. На новых печах все управление процессом плавки осуществляется с пульта. Разумеется, самоуспокаиваться не приходится, потому что без участия человека технологический процесс по-прежнему невозможен. Плавильщик должен выходить к печам, смотреть за тем, как идет процесс. Но примерно 95% времени он проводит за компьютером, который выдает ему необходимую информацию. Здесь представлена вся схема процесса — от загрузки печи, самой плавки, температурного режима и до готовности металла.
В 2006 г. построили вагоноразмораживатель, аналогов ему в нашей стране нет. Немного их и за границей. Процесс совершенно безопасный, выгрузка вагонов происходит без участия людей. При этом вагоны не повреждаются, даже краска не царапается. Для прогрева вагонов используются специальные зеркальные отражатели. Грузчик же, выполнявший тяжелую работу, теперь стал оператором, управляющим процессом с помощью пульта.
Гордость заводчан — сухая газоочистка. Она практически решает все проблемы, связанные с выбросами. Работники не подвергаются риску профзаболеваний. А бич прежней металлургии — пыль — улавливается и пускается в переработку…
Пока идем к зданию газоочистки, прошу Юрия Павловича рассказать о себе. На заводе он с 1982 г. Помнит и худшие времена, когда были проблемы не только с обеспечением безопасности труда работников. Реальной была угроза закрытия предприятия. Но нашлись дальновидные инвесторы, которые вложили средства в приобретение самого современного оборудования, создали для работников условия труда, отвечающие мировому уровню. Только в последние годы капитально отремонтированы 8-я, 7-я, 6-я, 5-я печи. Закончен ремонт 4-й печи, сейчас находятся на капремонте 3-я, 2-я и 1-я…
Понятно, и в прежние времена проводились капитальный ремонт и реконструкция оборудования, но на одну печь уходило не менее 3-х лет, а теперь практически все они реконструированы немногим более чем за пять лет! Причем работы выполняются по новым схемам, очень высококачественно. Заводские специалисты выезжали за опытом на лучшие зарубежные предприятия. И все передовое используют теперь у себя.
Стахановский ферросплавный — предприятие уникальное. В Советском Союзе было всего 11 подобных заводов, в Украине в настоящее время их 3: Никопольский, Запорожский и Стахановский. На предприятии работают 1706 человек. Соответственно укомплектована и служба охраны труда. В подчинении у Ю. Малышко 2 инженера, начальник пожарной команды, ревизор по безопасности движения, инженер по надзору за грузоподъемными механизмами.
На заводе успешно действует СУОТ. Организация и координирование работы по охране труда осуществляется в соответствии с Положением о системе управления охраной труда, разработанным на основе Типовой отраслевой системы управления охраной труда на предприятии Минпромполитики.
Действующая система контроля в ОАО «СЗФ» предусматривает: административный контроль и личный контроль (самоконтроль) на рабочем месте; оперативный контроль на уровне непосредственных руководителей работ и контроль на уровне руководства предприятия; целевые проверки; комплексные обследования и общественный контроль.
На предприятии систематически проводятся проверки состояния условий труда и соответствия рабочих мест нормативным требованиям. По результатам проверок на оперативных совещаниях по охране труда заслушиваются руководители подразделений, обсуждаются выявленные нарушения и дается оценка работы по охране труда, проводимой должностными лицами служб, цехов, участков.
В соответствии с утвержденными планами на заводе проводятся противоаварийные тренировки с участием контролирующих служб завода. Главные специалисты предприятия, начальники цехов, отделов, инженерно-технические работники и бригадиры осуществляют контроль за соблюдением правил, норм и инструкций по охране труда рабочими и служащими завода. А для фиксации нарушений на заводе введены специальные книжки с отрывными талонами.
Начальник цеха при участии председателя профсоюзного цехового комитета определяет меру ответственности нарушителя и издает распоряжение по цеху. Обобщенная информация о нарушениях дважды в месяц (первая и третья среда) рассматривается на совещании у заместителя председателя правления по охране труда с руководителями структурных подразделений. Ежемесячно — на собраниях с руководителями структурных подразделений. По итогам года — на собраниях (конференциях) трудового коллектива. Эта система дает положительные результаты.
Четко организовано на заводе обучение ИТР и рабочих согласно Положению о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда.
При плавке металла выделяются газы, которые отравляют атмосферу, являются причиной профзаболеваний. В данном случае приходится иметь дело с ферросплавным газом. Его улавливают и используют для своих нужд, в частности, вместо природного газа — на отопление. Заменили его ферросплавным газом и при сушке ковшей, что не только оздоровило условия труда, но и положительно сказалось на себестоимости продукции. Рассматривается возможность создания электростанции, которая будет работать на ферросплавном газе и давать дешевую для завода электроэнергию. Ведь она в себестоимости продукции предприятия составляет примерно 60%.
Но есть еще одна сторона вопроса, когда приходится иметь дело с газом,— безопасность при обращении с ним. На заводе создана газоспасательная служба, которая следит за производством работ в газоопасной среде. Действует она четко и организованно, аварий или травм не допускает.
Однако есть проблемы, которые требуют решения вышестоящих органов. Так, большим упущением в работе Минздрава стало, по мнению Ю. Малышко, упразднение медицинских служб на предприятиях. Практика показывает, что они нужны, более того, без них не обойтись. Условия работы на заводах, шахтах, стройках различны, и новое поколение врачей эти условия совершенно не знает. На ферросплавном это остро ощутили, заключили договор и теперь имеют цехового врача. Через него проходят поступающие на работу, заболевшие, увольняющиеся работники. Он принимает их как непосредственно на заводе, так и в Стаханове, по месту жительства работников.
Серьезный вопрос — проведение медицинских осмотров. Приходится сталкиваться с формальным отношением к нему, в том числе и со стороны некоторых медиков и медучреждений. Услуга-то платная, и нередко предлагают ее только с целью заработать. Мол, сделаем быстро, все оформим, но… врача-окулиста, отоларинголога или какого-то еще специалиста не будет, обойдемся медсестрами… «Мы,— говорит Ю. Малышко,— никогда на подобные сделки не идем. Но если есть подобные «услуги», очевидно, есть на них и спрос. А такая профанация чревата большой опасностью».
Ферросплавный завод приглашает для проведения медосмотров самых квалифицированных специалистов, как правило, из областного центра, имеющих в своем распоряжении новейшее диагностическое оборудование. Руководство исходит из того, что никакие затраты не сопоставимы со здоровьем людей. При этом результаты обследования каждого работника заносятся на дискеты, одна из которых обязательно хранится в заводском архиве, и при необходимости всегда есть возможность проследить за всеми изменениями в состоянии здоровья любого работника.
Хорошо бы иметь современный диагностический центр на месте, например, один на три крупные стахановские предприятия, расположенные недалеко друг от друга. Ю. Малышко давно вынашивает такую мысль. И не только вынашивает. Он неоднократно обращался и к руководству Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины в Киеве, и к руководству областного управления исполнительной дирекции. Должны же у них быть средства на профилактику травматизма и профзаболеваний, а не только на компенсации потерпевшим. Ферросплавный завод в свое время позаботился о том, чтобы такой центр был в Стаханове. Туда обращаются за помощью не только работники предприятий города, но и пенсионеры, инвалиды — все нуждающиеся. Но — только в рабочее время. Фактически — лишь с 8.00 до 15.00. А недомогания случаются нередко и не на работе, в том числе и ночью. «Представим,— говорит Юрий Павлович,— приходит человек при первом недомогании в медпункт, и обученный медработник сразу устанавливает причину недуга. Болезнь только в зародыше, ее, если своевременно установить, можно предупредить. Но не тут-то было — денег на это нет. Думается, исполнительная дирекция Фонда в решении этого вопроса должна быть очень заинтересована. Ведь тогда бы не только своевременно оказывали помощь каждому больному, потерпевшему, но и знали точный диагноз. Вот, говорим, что такой-то, мол, «отравился газом»… А может, арбузами или купленной на рынке рыбой? А мы бы знали точную причину. Не только лучше берегли здоровье работников, но избавились бы от многих конфликтов и судов, которым, кстати, при решении спорных вопросов тоже нужна объективная первичная информация».
Постоянное внимание уделяется в ОАО «СЗФ» средствам индивидуальной и коллективной защиты. Приобретают их в необходимом количестве и только сертифицированные, высшего качества. На этом руководство завода также не экономит.
Как результат огромной и многоплановой работы службы охраны труда — постоянное снижение количества несчастных случаев. Если в конце 90-х годов их количество достигало 20 в год, то в 2005 г.— всего 4, а в 2006 г.— 2 несчастных случая.
Уточняю у Юрия Павловича, идет речь о погибших или о получивших травмы. К счастью, смертельно потерпевших не было. Двое работников травмированы без угрозы для жизни. Причем, подчеркивает мой собеседник, сегодня несчастные случаи скрывать нет никакого смысла. Ни материального, ни, тем более, морального. Ведь завод перечисляет страховые суммы Фонду социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. А установление причин аварий и травм для заводчан важно, это помогает устранить недостатки и впредь не подвергать работников риску.
Приятно было узнать, что мой собеседник — родственник классика украинской поэзии Андрея Малышко. И, подумалось, возможно, неведомые «гены вдохновения» помогают ему так остро чувствовать людей, их проблемы и с такой самоотдачей работать для обеспечения их безопасности.

На снимках:
Ю. Малышко,
заместитель председателя правления
по охране труда ОАО «Стахановский завод ферросплавов»;
дежурный электрослесарь В. Гуржий (слева) и мастер сухой газоочистки В. Стригун довольны состоянием безопасности
на современном производстве.

Фото автора



До списку