Статьи

В августе 2007 г. на одном из участков цеха № 1, специализирующемся на производстве кремнийорганических соединений, вспыхнули испарения винилтрихлорсилана (ВТХС). Брызги пылающей жидкости попали на одежду аппаратчика Н. Систерова, которая тут же вспыхнула. Аппаратчика срочно отправили в больницу, но через 9 дней он умер. Современная медицина оказалась бессильной против 96%-ного ожога поверхности тела и дыхательных путей потерпевшего.
В тот день к работе в цехе заступила третья смена. Бригада аппаратчиков в составе двух человек (один из них — Н. Систеров), ознакомившись с письменным распоряжением начальника цеха, включилась в техпроцесс согласно технологическому регламенту цеха. Они продолжили подслив продукта в отдельную емкость до получения положительного показателя «внешний вид», после чего продукт сливают уже в транспортную тару. Около 19 ч Н. Систеров, не поставив в известность мастера смены В. Кирильчука, что является фактическим нарушением Инструкции по охране труда аппаратчика перегонки участка № 4, единолично взялся освобождать емкости со сливками ВТХС в специальный куб для повторной ректификации вещества. Но при этом не проверил заземление — крепление медного тросика при помощи болта к устройству и сливному наконечнику. Когда аппаратчик вытягивал из емкости разгрузочный рукав, произошел электростатический разряд. Мгновенно вспыхнули испарения ВТХС, прозвучал взрыв, дно емкости вылетело и пылающая жидкость выплеснулась на Н. Систерова. О последствиях мы уже знаем.
Можно ли было избежать трагедии? Безусловно! Если бы... мастер В. Кирильчук, заступив на смену, ознакомился с заданием для участка № 4 и соответственно расставил людей, проверил качество выполненных мероприятий по безопасной разгрузке емкостей с ВТХС. Кроме того, мастеру следовало поставить в известность военизированный газоспасательный отряд о проведении газоопасных работ. Однако ничего этого он не сделал. Как позже выяснилось, В. Кирильчук пришел на работу прилично выпивши и преимущественно отсиживался в щитовой. Поэтому сообщать ему о выгрузке емкостей с опасной жидкостью аппаратчик Н. Систеров не стал, хотя такую операцию он выполнял впервые. А других должностных лиц, с которыми можно было бы обсудить текущие производственные вопросы, на участке не было. И не только в день трагедии. Ведь несмотря на то, что режим работы участка круглосуточный, с непрерывным технологическим процессом, в сменах, занятых с 15 ч дня до 7 ч утра, контроль за безопасным ведением работ должностные лица цеха не осуществляли. То есть в течение самых напряженных 14 рабочих часов работа участка фактически была пущена на самотек.
Что такая организация труда на таком опасном предприятии недопустима, не могла не знать администрация цеха, завода. Тем более, что практически все ее представители прошли обучение по охране труда и получили соответствующие удостоверения. Однако, как видим, знания оказались мертвыми. Ибо в противном случае начальник цеха А. Салифов не допустил бы неоднократного использования фторопластового сливного наконечника, в частности, без устройства для отвода статического электричества. Его заместитель К. Бондарь запретил бы эксплуатацию вытяжной вентиляции во взрывоопасном помещении без сплошной электроцепи кожухов и коробов. Начальник злосчастного участка О. Котляренко не ушел бы спокойно домой, не перепроверив, как выполнены подготовительные работы для ведения газоопасных работ и не организовав за ними надежный контроль. В конечном итоге, если бы в цехе (читай — на заводе) велась реальная беспощадная борьба за безопасность труда, с нарушителями трудовой и производственной дисциплины, то мастеру смены В. Кирильчуку и в голову бы не пришло явиться на работу в пьяном виде.
Не нужно объяснять, что все лица, прямо или косвенно причастные к причинам этого несчастного случая, привлечены к административной ответственности. Но сняла ли эта традиционная процедура наказаний проблему исполнительной дисциплины как рядовых работников, так и должностных лиц ГП «Кремнийполимер»? К сожалению, нет. Ведь осенью на предприятии произошел еще один несчастный случай. Правда, без смертельного исхода. Но принципиально это ничего не меняет: ГП «Кремнийполимер» продолжает представлять угрозу для человека и окружающей среды. Как быть дальше?
Своими взглядами на данную ситуацию поделился начальник Запорожской госинспекции промышленной безопасности и охраны труда в горной промышленности и на объектах повышенной опасности В. Назаренко. Вот что он рассказал:
— ГП «Кремнийполимер» — действительно весьма хлопотное для нашей области. В 2006 г. здесь произошли три несчастных случая, в 2007 г.— 5, один из которых со смертельным исходом. Инспекция провела проверки состояния охраны труда соответственно 14 и 18 раз. Кроме того, в сентябре на предприятии был введен режим особого надзора. В течение месяца инспекторы практически не покидали заводскую территорию ни днем, ни ночью. Были обследованы 30 объектов повышенной опасности. Выявлено немало нарушений требований безопасности, привлечены к административной ответственности 12 должностных лиц, в т. ч. начальники цехов, их заместители, мастера. Сегодня уже можно сказать, что состояние промышленной безопасности на предприятии улучшилось. Но этим функции госнадзора не исчерпываются. Так, в первом квартале 2008 г. состоится основательная комплексная проверка ГП «Кремнийполимер». В течение декабря 2007 г. руководство предприятия обязано провести инвентаризацию всего оборудования повышенной опасности, потому что значительное его количество уже давно исчерпало свой эксплуатационный ресурс. Именно эта техника является главным источником травмирования людей и представляет потенциальную угрозу аварий. Поэтому вполне возможно, что по итогам комплексной проверки опломбируем не одну единицу оборудования.
Служба охраны труда состоит из трех человек, которые пытаются контролировать состояние охраны труда, вести профилактическую работу, выдают предписания и т. д. Но общее техническое состояние предприятия, которое большей частью не тянет и на «тройку», нередко сводит на нет усилия заводских служб. Впрочем, детальную и объективную оценку их работы мы дадим после комплексной проверки.

Н. РУСИЧ



До списку