Статьи
Откликом на Указ Президента Украины «О Дне охраны труда» и соответствующее обращение Государственного комитета Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору стало проведение в начале апреля в Днепропетровске Всеукраинского актива по охране труда при участии профсоюза трудящихся металлургической и горнодобывающей промышленности Украины, представителей предприятий, государственного надзорного органа по охране труда, областного управления исполнительной дирекции Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, облгосадминистрации.

Это мероприятие, безусловно, заслуживает внимания, поскольку проблемы защиты здоровья и жизни металлургов и горняков давно вышли за рамки узкоотраслевых и стали глубоко общественными. По состоянию на 1 января этого года на предприятиях металлургической и горнорудной промышленности работало более 583 тыс. человек. Из них в неблагоприятных условиях — 40,8%. Исходя из таких обстоятельств, мероприятия по обеспечению безопасности труда являются приоритетными направлениями деятельности профсоюза. На этом пути Всеукраинский актив по охране труда ищет и находит надежных союзников в лице Госгорпромнадзора, прокуратуры, органов областной исполнительной власти. Совместные действия способствовали снижению уровня производственного травматизма со смертельным исходом с 74 несчастных случаев в 2005 г. до 63 — в 2006 г. А по сравнению с 2004 г. снизился и уровень общего производственного травматизма. Собственно об этом, о сокрытых случаях травмирований на рабочих местах, о позиции городских и заводских профсоюзных комитетов в этих вопросах и говорил в своем докладе главный технический инспектор труда ЦК профсоюза трудящихся металлургической и горнодобывающей промышленности Украины В. Белик.
Изложенное мнение активно развивали и дополняли выступающие. Их объективность нельзя ставить под сомнение. Однако более 200 участников актива, особенно те, кто представлял предприятия, ждали разговора в несколько ином направлении. То, о чем говорили с трибуны, многим присутствующим уже было известно из различных информационных источников, той же практической работы. Хотя очень близко к интересной теме разговора подошел председатель ЦК профсоюза В. Казаченко, подчеркнув, что в развитых странах на единицу произведенной продукции рабочий получает зарплату в три раза больше, чем в Украине. И это — при одинаковых мировых ценах на ту же продукцию. А ответ на многие вопросы, возникающие в процессе производственных отношений, следует искать в пределах связи работодатель—закон—работник. Поэтому когда председательствующий предоставил слово директору по охране труда ОАО «Криворожский железорудный комбинат» С. Удрису, тот сразу же перевел разговор в долгожданную присутствующими плоскость. Правда, говорил как член профсоюза: как выполнять ст. 41 Закона «Об охране труда» (Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда). Последняя, в частности, дает абсолютно четкую формулировку: «В случае угрозы жизни или здоровью работников профессиональные союзы имеют право требовать от работодателя немедленного прекращения работ на рабочих местах…». Но что стоит за словом «требовать»? Каким образом общественная организация (которая не имеет даже права на предписание, опломбирование оборудования) может влиять на работодателя? Наконец, какой эффект может дать та же профилактическая работа по профзаболеваниям, когда люди имеют подземный стаж работы по 20—25 лет, а суммированное время нахождения работника в подземных выработках составляет 3,4—4,3 года? И здесь уже нужен не общественный контроль за соблюдением законодательства о труде (что, кстати, задекларировал и V съезд Федерации профсоюзов Украины), а законодательное основание, которое ограничивало бы срок подземного стажа того же горняка по крайней мере десятью годами, и после этого требовало бы трудоустройства его на поверхности. И не нужно думать, где взять на это средства. Работодатель сегодня получает миллиардные прибыли, которыми не желает поделиться ни с государством, ни с теми, кто зарабатывает для него такие прибыли.
Этот тезис усилил еще один голос, прозвучавший в зале не по определенному предварительно списку выступающих, а с демократического предложения председательствующего: «Есть ли еще желающие выступить?» Желающий нашелся в лице председателя профкома криворожской шахты «Батькивщина» А. Гриниса:
— Сегодня нужно работодателя заставлять работать в нашу сторону. Жаль людей, которые в шахте работают десятилетиями и ничего не имеют. Не вопрос снижения уровня травматизма и профзаболеваемости следует рассматривать. Нужно добиваться, чтобы собственник обогащался не за счет здоровья шахтеров!
А. Гринис говорил как бы от своего имени, а на самом деле от тех, кто выбрал его профсоюзным лидером предприятия, тех, кто работает на устаревшем, изношенном оборудовании. Поэтому он имел полное право сказать президиуму и залу:
— Сегодня не прозвучало главное: как будем разговаривать с собственником, как мы должны себя вести в этой ситуации?
В целом же, по нашему мнению, при таком широком представительстве актива напрашивалась иная форма проведения мероприятия. Скажем, заседание круглого стола или один-два диспута. А темы уже определит сама жизнь: состояние рабочих мест, заработная плата, выполнение коллективного договора, обвинение потерпевшего в несчастном случае, сокрытие несчастных случаев от расследования и учета, социальная защита потерпевших на производстве и т. д.
В тот день к их более глубокому обсуждению так и не дошли. Поскольку актив переворачивал последнюю страницу программы. В завершение огласили постановление ЦК профсоюза, в котором отметили лучших активистов, в том числе представителей предприятий и государственного надзорного органа. Им вручили денежные премии и подарки. Было решено провести всеукраинскую акцию по охране труда. Возможно, с прицелом на неизбежную осаду работодателей в будущем? Но сколько же придется ждать?

Леонид БЕЗУГЛЫЙ,
наш собкор



До списку